Объем голоса

Объем голоса – как это?

Умение владеть своим голосом включает в себя выработку правильных певческих и речевых навыков. Поставленный голос отличается плотностью и красотой звучания, широким диапазоном, яркой и чистой интонацией, богатством тембра, четкостью всех звуков и объемом голоса.

Для достижения ярких показателей в вокале и развития всех показателей голоса (диапазона, силы и объема звучания) работа всех мышц вокального аппарата должна быть упорядоченной и слаженной. В момент пения в вашем теле должны вырабатываться нужные рефлексы, в результате чего будут формироваться уверенные певческие навыки и голос станет мощнее и энергичнее, приобретет чистоту и свободу.

Каждый начинающий исполнитель мечтает об объемном и мощном звуке. Хотя, тут есть спорный момент, ведь восприятие голоса и его показателей, особенно силы звукоизвлечения, довольно-таки субъективно и зависит не только от исполнителя и его данных, но и от чувствительности восприятия слушателя и акустических условий. Да и еще есть физиологические особенности: строение речевого аппарата, ваши природные данные. Как же тогда достигнуть этого «мяса» в голосе? Как сделать голос мощным и объемным?

Объем голоса достигается за счет плотного смыкания голосовых связок и осознанного контроля работы дыхательных мышц с учетом работы резонаторов. То есть, простыми словами, чтобы голос был объемнее, вам нужно научиться правильно использовать свое дыхание и не бояться своих ощущений.

Ваш голос приобретет силу и объем, когда все вокальные внутренние процессы, взаимодействуя между собой, образуют систему, работу которой вы должны контролировать самостоятельно. Именно синхронное и слаженное взаимодействие всех частей голосового аппарата дает возможность плотного голосообразования и голосоведения, наделяя голос силой звучания и яркостью.

Давайте рассмотрим эту систему подробнее.

В первую очередь, мощность голоса зависит от работы дыхательного аппарата, активности дыхания и энергичности выдоха. Ведь все вокалисты помнят про вдох: без него не озвучить и слова, но иногда забывают про качество выдоха. Тут в дело вступает диафрагма. Помните, что диафрагма —  это мышца, следовательно, она способна сокращаться и расслабляться, как и другие мышцы организма. Каждому вокалисту нужно понимать, что натренированная диафрагма – фундамент для прочного и мощного звучания. Именно ощущения активной работы диафрагмы вложены в понятие «пения на опоре», ее активность помогает голосу приобрести яркость тембра, силу звучания и ровность звука без дрожи. Помните, что правильное вокальное дыхание предполагает ощущение опоры и синхронную работу дыхательной мускулатуры при максимальной естественности и комфорте.

Итак, воздушная струя при выдохе попадает в гортань, в которой находятся голосовые связки — орган, ответственный за образование голоса. Именно голосовые связки превращают воздух в звук конкретной высоты, определяют ваш тембр, индивидуальность и красоту звучания голоса.  Мощность звучания напрямую зависит от плотности смыкания голосовых связок и от энергичности выдыхаемой воздушной струи. Если связки смыкаются плотно, всей своей поверхностью, то и звук соответственно получается плотным и громким. Чем сильнее давление воздуха, тем чаще и сильнее смыкаются связки, а звук получается выше и наоборот. При неверной подаче звука, при отсутствии опоры на диафрагму на связки приходится гораздо больше нагрузки, отсюда и многим известное ощущение неприятного зажима в области гортани, которое не приведет вас к красивому и объемному голосу. Чтобы избавиться от зажатости, резкого и плоского звука, необходимо скоординировать работу голосовых связок и дыхания.

Далее звуковая волна проходит через мягкое небо (глотку), где формируются звуки. Что же происходит с воздухом на данном этапе, ведь, кажется, что его путь окончен, и почему это важно для голосообразования? Ротовая полость, а именно, положение мягкого неба и языка, также влияет на силу и мощность голоса. Сравните: произнесенное слово в обычном помещении, или в переходе метро, или в церкви/костеле, где эхо наделяет звук объемом. Это явление акустики, которое проявляется и в работе нашего голоса. Для достижения всеми желаемого объема звука в ротовой полости должно быть создано условие для наилучшего звучания голоса, и заключается это условие в подвижности мягкого нёба и активности корня языка (особенно на высоких звуках), при свободных губах, ощущении «оскала» в верхних зубах и не зажатой нижней челюсти. Проще говоря, внутри рта должно быть место, чтобы голос был объемнее и ярче.

Кроме этого, на всем своем пути воздушная волна резонирует внутри нашего тела, что обеспечивает мощность, концентрацию и полетность голоса (подробнее об этом в статье «Резонаторы певческого голоса»).

Таким образом, чтобы достигнуть на практике объемного голоса следует работать над взаимодействием всех составляющих певческого аппарата и научиться чувствовать психологическую расслабленность и физически контролировать процессы звукоизвлечения. Владение опертым дыханием, активная работа диафрагмы, свобода в гортани и глотке, подвижное мягкое небо, понимание процесса резонанса и его использование – вот условия слаженной работы вокального аппарата, которая позволит вашему голосу окрепнуть и стать мощнее и объемнее.

Не бойтесь открывать рот, не бойтесь своих новых ощущений: легкого головокружения или вибрации в голове и груди, не бойтесь активно дышать и слышать свой голос – тогда он зазвучит ярко и плотно. Понимание своих внутренних вокальных процессов и умение ими управлять ускорят ваш путь к объемному красивому голосу.