Работа преподавателем по вокалу

В мире много интересных и необычных профессий, у каждой из них свои секреты и загадки, свои загвоздки и бонусы, плюсы и минусы. Работа преподавателем по вокалу – одна из таких творческих специальностей, тайну которой мы приоткроем в этой статье.

Для того, чтобы быть преподавателем по вокалу нужно получить образование. Музыкальное, специальное образование. Где вас будут учить не только петь, но и играть на фортепиано, понимать музыку и даже ее писать, где вы прочтете сотню биографий композиторов, переслушаете тысячи опер, оперетт, рок-опер, живых концертов поп-исполнителей, даже фольклорных песен. Зачем? Потому что это ваш музыкальный опыт и багаж знаний, невозможно познать музыкальный мир только в одной сфере, например, только вокальной. Хороший музыкант разбирается в целом в музыкальном искусстве, истории и техниках, а не в одной его сфере.

Вы будете не только практиковать разные техники вокала, но и учиться понимать их и учить других людей их выполнять, потому что кроме того, что вы артист, вы еще и преподаватель.

И тут часто начинается пересечение двух дорог. Я? Я преподаватель? Я певец! Я хочу петь, а не учить.

Да. Потому что для того, чтобы стать педагогом по вокалу нужно особое чутье, особые навыки. Так же, как они, но свои особенные, нужны для того, чтобы быть концертирующим артистом. И если той или иной «искорки» нет, то путь может быть успешным… Но тяжелым.

Кто-то после получения образования выбирает путь артиста, практикуя преподавание в меньшей степени. Кому-то больше по душе педагогика. И это не значит, что этот человек не артист, что он не поет и не выступает. Просто у него еще есть талант донести свои знания и умения другим, которые станут его учениками. И о таких людях – о педагогах —  пойдет речь дальше.

Мы уже приоткрыли завесу тайны: быть преподавателем по вокалу – это значит не только петь, но и понимать и чувствовать технику исполнения, уметь передать различными способами эти знания ученику. Это наличие не просто музыкального слуха, а отточенного «вокального» уха. В арсенале хорошего педагога есть разные методы объяснения техники вокального исполнения: словесный (образно объяснять словами, что должен почувствовать ученик от того или иного звука), иллюстративный (например, показывать видео, где есть такой прием), голосовой показ (слушать и стараться повторить то, что делает педагог). В ход идут все уловки, которые бы могли достичь нужного результата.

Талант преподавателя по вокалу заключается в том, чтобы чувствовать, какой вариант подойдет конкретному ученику, где можно «надавить» и достичь результата, а где стоит «отпустить», как и когда применить конкретный прием. Ведь преподаватель может сам, безусловно, отлично спеть), но ученик должен научиться самостоятельно понимать ту либо иную технику или прием. А ученик, особенно новичок, движется как слепой котенок в темноте, начиная заниматься вокалом. Поэтому чутье педагога на начальном этапе обучения, да и в целом – залог успеха и красивого здорового голоса его ученика!

Кроме того, быть преподавателем по вокалу – это значит разбираться в стилях и жанрах музыки, в звучании вокала конкретного стиля. Ведь техника вокала, которую вы слышите, например, в оперетте, будет разительно отличаться от техники джазового вокала. Преподаватель, будучи живым человеком, не может знать и уметь всего ( хотите- я вас как Розенбаум, а хотите как Каллас научу) – нет .Но его должно увлекать то, чего он не знает. Учитель должен хотеть сам познать новое, ведь все преподаватели развиваются вместе с учениками. Все мы индивидуальны, все приходят на вокал с разными целями, запросами, с разными данными, в конце концов. Хороший педагог учится всю жизнь. Каждый урок. Получить образование – это только первая ступень, очень узкая. А вот саморазвитие и стремление к новым знаниям всегда будет делать педагога по вокалу мастером своего дела.

Полученные учеником знания должны не только укрепляться, но и видоизменяться. То есть в преподавании должна быть система усложнения: получается одно – переходим к более сложному. Тогда будет развитие. И если ученик доверяет своему преподавателю, который говорит «рано», может быть, это значит, что вокальный гуру чувствует, что голос ученика пока не готов?)

Важной частью профессии вокалиста-преподавателя является умение не просто передать знания, а создать благоприятные условия для того, чтобы эти знания усвоились. Это творческая работа, которая граничит с психотерапией. Если вы уже занимались вокалом, то вспомните свои ощущения после урока. Вы вышли из кабинета, а настроение улучшилось? Это все не только музыка, ведь она действительно помогает избавиться от хандры и стресса, но еще и дело тонкой работы вашего педагога.

Терпение является важной чертой педагога любой сферы, вокалиста тоже. И тут речь не о терпении «не растерзать» ученика за его ошибки. Речь о подходе. Об обхождении острых углов, о НЕ создании негативного опыта у ученика, о понимании педагогом того факта, что ученику нелегко дается то, что сам учитель делает на раз-два. Это НЕ пропуск легких в понимании профессионала вещей, а разжевывание самых простых нюансов. Человек, который учится петь с нуля – это тот же ребенок, который учится говорить. И, поверьте, ребенку нелегко дается понять, что звуки [д] и [т] – это разные звуки. Тоже самое и у ученика-новичка в постижении вокального искусства: все новое, ранее неизведанное.

Педагог по вокалу обладает такими личностными качествами, которые способны разжечь в другом человеке желание научиться петь, заинтересовывают его, увлекают за собой.

Кроме таких глубоких внутренних качеств, работа преподавателем по вокалу – это стильно. Это красиво и необычно. Творческих людей видно из толпы. Это про историю: «А, ты музыкант, тогда понятно!»)). Это про то, что ты знаешь миллион песен на все случаи жизни. Это про то, что вокруг твоего вокального рупора собираются люди разных профессий, возрастов, умений, навыков, характеров, внешности. И ты несешь удивительную ответственность за то, как звучат эти люди дальше.

И тот преподаватель, который не только любит и знает вокальное искусство, но и получает удовольствие от расшифровки его секретов другим людям, тот, поверьте, не работает ни часа в жизни! Он живет этим: голосами своих учеников, оттачивая их звучание и украшая ими свой педагогический и музыкальный опыт.

Талантливый преподаватель не навредит голосу своего ученика. Он будет прививать ему чувство стиля, обогащать не только голос, но и общую музыкальную культуру подопечного. Знакомить его с разными композициями, стилями и жанрами, музыкантами и певцами.

В руках у хорошего педагога ученик почувствует себя увереннее как личность, потому что голос – это не только про вокал, это еще и средство ежедневной коммуникации с людьми.

Возвращаясь к бытовым вещам: быть педагогом по вокалу – а это актуально в нашу эпоху удаленного обучения – это удобно. Ты можешь работать живьем, ты можешь заниматься онлайн, ты можешь работать из школы или из дома, твои ученики могут быть из других стран и континентов, но вас объединит общее желание постичь вокальное искусство.

И, наконец, быть педагогом по вокалу – это просто удовольствие. От звуков, от общения, от результатов, от музыки, от атмосферы, от чистоты и искренности переживаемых учеником эмоций во время исполнения, от улыбок. От того, что в кабинете всегда есть зеркало  и вы …такие красивые, такие счастливые, такие талантливые. Преподаватели по вокалу музыкальной школы JAM. 

Автор статьи Ирина Шатунина

Мы перезвоним Вам в ближайшее время!