Работа преподавателем по фортепиано

История последовательного развития такого уникального инструмента, как фортепиано — от клавесина до цифрового синтезатора – показала, что популярность этого инструмента не зависит от того, какие тенденции в музыке сегодня. Фортепиано – это целый оркестр.

Терапевтические возможности музыки были известны уже в древние времена, а современные исследования доказали, что головной мозг людей, играющих на музыкальном инструмента на досуге, в среднем на пять лет моложе мозга людей, не увлекающихся музыкой.

Игра на музыкальном инструменте – сложный вид деятельности. И музицирование стимулирует активность мозга, то есть его возможности создавать новые связи как ответ на внешнее воздействие. Игра стимулирует мышление и память, развитие навыков одновременного выполнения различных действий, координирует движения, включает образное мышление и внимание.

И все эти плюсы игры на фортепиано суммируются тем, что это еще и просто красиво. Вспомните классические произведения литературы: милые утонченные барышни музицировали всем на усладу.

В современном мире постижение такого удивительного инструмента открыто для любого желающего. Желающего учиться. А мир обучения всегда двусторонний: если есть тот, что хочет учиться, то есть и тот, кто хочет… обучать.

И о таких людях – преподавателях по фортепиано – пойдет речь в этой статье.

Кто же вы, таинственные учителя, благодаря которым из-под пальцев учеников рождаются аккорды и арпеджио?

Во-первых, педагог по фортепиано – это человек, у которого за спиной годы обучения. Часто это музыкальная школа, музыкальный колледж, а то и консерватория. Это история про часы практики и миллионы отыгранных страниц, возможно, про слезы в детстве над клавиатурой (потому что гаммы ненавистные), про концерты и влажные от волнения пальцы, про часовую отработку трех аккордов, много про что). Путь музыканта- преподавателя не быстрый. Потому что кроме практической игры на инструменте, изучается еще и музыка в целом. Ее строение, ее правила, гармония, как и почему, кто и зачем это написал, какая эпоха и ее особенности, почему именно этот аккорд звучит, что автор хотел этим сказать. Ой! Да изучается вся история музыки и ее создания. Прям одновременно изучается и тут же играется – все вместе.

Во-вторых, педагог по фортепиано – это человек, который чувствует. Чувствует каждый звук, малейшее его изменение, и не тот звук – тоже чувствует.) И, кроме того, он умеет передать своему ученику значение этих чувств. В арсенале у преподавателя по фортепиано разные варианты донесения информации: от образных описательных слов до личного показа. Педагог погружает ученика в мир музыкальных звуков, помогая разглядеть их взаимосвязь и красоту.

Но для начала, еще до рождения той самой заветной мелодии из-под пальцев ученика, преподаватель – это скульптор. Почему? Потому что для того, чтобы качественно овладеть игрой на фортепиано, на начальном этапе важны руки и корпус ученика. Постановка кистей и рук – важный этап в обучении, вот почему во взрослом возрасте ученикам тяжело учиться игре на инструменте: руки, кисти и пальцы зажаты, а не эластичны, как у податливого ребенка. И преподаватель мастерски и талантливо будет помогать ученику найти или вернуть ту самую эластичность. Как скульптор, создавая неповторимую и эстетичную красоту.

Хороший преподаватель будет совмещать техническую работу и художественную составляющую обучения. Потому что такова музыка: она и технична, и душевна. Невозможно и вредно работать только лишь над техникой: это негативно влияет на мелкую моторику и истощает психологически. Ведь красота музыки во всем ее величии не зависит от темпа исполнения или уровня сложности.

Обучение игре на фортепиано – это не просто развитие мозга и создание новых нейронных связей у учеников. Это не просто техника игры и «ой смотри как красиво сыграл, даже не сбился». Это энергия и сила, всякая – позитивная и негативная – которую играющий отдает в клавиши, которой он наполняет неодушевленный инструмент жизнью. Ведь даже трех звуков порой достаточно, чтобы разбудить в слушателе искренние чувства, дотронуться до его души. И тут педагог – это атмосфера. Это умение не навредить и не спугнуть погружение ученика в эти эмоции, не навязать ему свою точку зрения, а раскрыть в своем подопечном то спрятанное, то сокровенно-глубинное, которое и наполнит его игру потрясающей энергией и чувством.

Педагог по фортепиано часто обладает магическим умением сделать из написанных нот именно ту музыку, которую автор и хотел передать. И оставить в этих мелодиях частичку, которая будет изюминкой этих звуков – личность своих учеников и их отношение к этой музыке. Ведь любой ученик от мала до велика, это индивидуальность, и все чувствуют музыку на основе своих личных качеств и умений. Так, хороший преподаватель чувствует эту изюминку, и позволяет ей быть, утонченно и изящно.

Педагог по фортепиано – это тонкий психолог. Музыка сама по себе – это лучший сеанс терапии, а еще под руководством чуткого педагога – это бесценный сеанс. Так что преподаватель – это врачующий душу лекарь, который одновременно ухитряется передать ученику новую информацию: оп! – а пассаж уже выучен.

И, конечно, хороший педагог – это искусный мотиватор и ненавязчивая поддержка для ученика. Заинтересовать – вот что важно для стабильного результата. Познакомить с разными жанрами музыки, с разными исполнителями, раскрывать все секреты звучания инструмента и нюансы звукоизвлечения. Показать сотни видео, прослушать сотни композиций, быть актуальным, шагать в ногу со временем. Интересоваться учеником и его вкусами, где-то не мешать, а где-то настаивать. Чтобы в каждом занятии было разнообразие: и новизна, и отработка изученного, и техническая работа, и отработка всех штрихов, и сочинение музыки, и просто так игра для удовольствия в конце концов! Вот такое нелегкое искусство – быть преподавателем по фортепиано.

Находить плюсы в развитии ученика и минусы, для того, чтобы стимулировать дальнейшее развитие, последовательно и грамотно.

Быть педагогом по фортепиано – это возможность объяснять музыку и ее знаки, находить для этого нужные слова и приемы, создавать настроение и помогать ученикам не только осваивать технические элементы игры, но и переживать вместе с ними эмоции и музыкальные переживания.

Быть педагогом по фортепиано – это модно, стильно и интеллигентно. Это современно. Потому что легко можно работать онлайн, что как никогда актуально в нашу эпоху дистанционного обучения.

А еще это когда ты всегда можешь сыграть любую песню). Когда ты знаешь, какой звук звучит и в песне Адель, и в симфонии Баха. Когда твой мозг работает лучше и быстрее, потому что ты с детства практикуешься по три часа в день. Это когда у тебя все в порядке с фантазией, потому что сочинить песню для тебя – это вдохновение и пять минут). Это когда под любой случай жизни у тебя в голове, как в кино, звучит подходящая мелодия.

Мелодия, которая делает жизнь ярче, счастливее и богаче.

Мы перезвоним Вам в ближайшее время!