Фортепиано – удивительный инструмент, создающий прекрасные звуки одним лишь нажатием клавиш, однако механизм работы этого инструмента не так прост, как кажется с виду. Классическое фортепиано состоит из самых разнообразных элементов и в общей сложности насчитывает более 12 000 деталей, из которых 7500 участвуют в работе механизма, приводящего инструмент в действие. Каждая деталь участвует в процессе удара молоточка по струнам вследствие нажатия клавиши.
История такого сложного механизма звукоизвлечения зародилась очень давно. Первым инструментом в Древней Греции был монохорд – ящик с одной натянутой струной, позже появилась лира, так же представляющая из себя корпус (округлый или четырёхугольной формы) с натянутыми струнами одинаковой длины. Классической считалась 7-струнная лира; в своём семиструнии она виделась грекам и римлянам как отражение мировой гармонии. Музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные.
Струн становилось все больше и больше, техника игры усложнялась
Предшественниками современного фортепиано являлись клавесины и клавикорды. Клавикорд — старейший клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года.
Клавесин представляет собой клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия). В Италии его называли чембало, в Германии флюгель, в Англии арпсихорд, во Франции клавесин, под этим названием инструмент и вошел в русский язык.
Струны в клавесине были разной длины. И каждая настраивалась в определенном тоне. Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим изменениям, то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно, что являлось главным недостатком и предпосылкой к апгрейду.
Так, в 1709 году итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрёл фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано и благодаря новому свойству инструмента появилась возможность дозировать звук. Отсюда появилось название фортепиано – ФОРТЕ – громко, ПИАНО – тихо.
В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн.
Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта. Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино — с вертикальным. Типичное фортепиано среднего размера имеет около 230 струн, каждая из которых имеет натяжение около 70 кг, а суммарное натяжение — около 18 тонн. Общее натяжение струн концертного рояля достигает 30 тонн.
В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, благодаря чему инструмент приобрел еще большую популярность в мире музыки.
Цифровое фортепиано — электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепиано и воспроизводящий звучание акустических фортепиано, записанных в память инструмента. Изобретение такого инструмента сделало игру на фортепиано более доступной обществу, несмотря на мнение профессионалов о постановке пальцев в сравнении с обычным акустическим пианино. Плюсы электронного пианино не только в меньших габаритах и весе, но и в возможности использования наушников во время игры, отсутствии необходимости настройки инструмента, а также возможности наложения различных эффектов, что делает инструмент весьма притягательным.
Конечно, классическое фортепиано все же занимает лидирующие позиции для профессионального обучения и исполнения. Этот инструмент способен не только выразить эмоции, создать любое настроение, быть солирующим либо аккомпанирующим. Он способен воплотить звучание целого оркестра, погружая слушателей в таинственный мир музыки.